Статья Э.Логвинской о выставке в Тургеневской библиотеке в 2006 г.

Как известно, в последнее время существование печатной книги стало темой острой футурологической дискуссии. Ее судьбу и возможность выживания в соперничестве с Интернетом и аудиокнигой прогнозируют по‑разному. Тем не менее, эта проблема не должна касаться детской книги, которую нельзя заменить. Ее, по понятным причинам, не может вытеснить ни компьютер, ни даже мультики: детская книга является необходимой частью предметного мира ребенка. Ключевым здесь является тот смысл, который несет любой предмет, предназначенный для процесса детского познания.

Однако сегодня прилавки детской книги удручают и отталкивают. Магазины заполнены однотипным товаром, выполненным в опошленной «диснейлендовской» стилистике, с «барбиобразными» типажами — одним словом, детским «гламуром». Издатели этого товара полагают (и не скрывают этого), что таким образом удовлетворяют низкопробному потребительскому вкусу, и тем самым достигают своих коммерческих целей.

Оставляя в стороне качество текстов в подобных изданиях, следует отметить, что их главный дефект очевиден: это отсутствие культуры. Глядя на эти книги, понимаешь, что мы потеряли ту культуру издания, которая на протяжении долгого времени отличала российскую детскую книгу. А заключалась она прежде всего в том, что это была книга, сделанная художником. Все — от бумаги, формата, шрифта до обложки, заставок, концовок, страничных иллюстрации — было продумано и выполнено одним почерком, и это был почерк подлинно профессионального художника. Так возникал мир Ватагина и Васнецова, Лебедева и Конашевича, Бианки и Чарушина — совершенно разный, неповторимый и абсолютно незабываемый.

Группа молодых художников книги задумала свою выставку как демонстрацию протеста против засилья книжного «фастфуда» и одновременно как творческий манифест. Стремясь выйти из стереотипа нынешнего книжного рынка, они хотят делать «авторские» книги — не в том смысле, который предполагает термин «книга художника»: когда художник одновременно является и автором текста. Участники выставки понимают детскую книгу как цельное авторское произведение, которое от обложки до последней странички построено как маленький мир со своими эстетическими, образными и даже нравственными законами.

Молодые иллюстраторы очень разнятся своей стилистикой, художественным языком, изобретательностью. Стремясь уйти от «переслащенности» коммерческого книжного товара, некоторые из них берут в своих работах немного мрачноватую тональность. Но в целом обнадеживает сам факт, что нашлась художественная молодежь, которой небезразлична судьба детской книжки. Хорошо уже то, что они ясно понимают, где искать решение проблемы, и не боятся быть нестандартными. В этой выставке, быть может, залог будущего разнообразия детского книгоиздания, а ведь возможность выбора — едва ли не самое главное, что необходимо закладывать в детское развивающееся сознание.

Э.Логвинская