«Волшебная пила»
Содружество иллюстраторов детской книги «Волшебная пила» проводит свою пятую выставку. Первые две выставки в библиотеке им. Тургенева назывались просто - «Книга с картинками». В его незатейливости тем не менее скрывалось творческое кредо художников, стремившихся создать книгу-объект, книгу-игру, притягательную и нестандартную по своей графике. «Создавая книжку для самых маленьких, - писала Наталья Корсунская в пояснении к своим иллюстрациям, она одна из организаторов содружества и выставок, - надо помнить, что книга — это игровое поле, которое может научить малышей думать, фантазировать, и, конечно, читать». Члены объединения объявили себя тогда «борцами с фаст-фудом», имея в виду приторный, слащаво-правильный, массовый стиль рисунка. Маленький зритель видит картинку в книге по-своему, его взгляд и ощущение от цвета, композиции, техники рисунка нельзя сравнивать с нашими. Поэтому столь важно разнообразие графических приемов и техник, которые применяют художники в иллюстрациях. Наталья Яскина использует пятно и силуэт («Марийские сказки»). Ирина Иванова - тончайшие лессировки акварели и точные мазки корпусного цвета, Татьяна Кормер работает и с лубочными гротескными мотивами, и с типографикой, Ольга Соломатина «укрощает» стихию орнамента, а Татьяна Кузнецова — линогравюру, Иван Александров режет иллюстрации из картона, а Наталья Петрова процарапывает на фотобумаге, Надежда Суворова больше работает с пространством. Ребенок осваивает мир благодаря своему знакомству с материалами, с их свойствами. Проводя большую часть своей жизни за строительством «воздушных замков», он и к экспериментам в детских книжках относится как к игре. Поэтому бережное, но в то же время и задорное, неоднозначное отношение к тексту, а как следствие — и к читателю — стало основной позицией «Волшебной пилы».
Последняя масштабная выставка в галерее «Культпроект» в 2010 году называлась «Театр Книги». Именно на последней выставке в галерее «Культпроект» наметился поворот экспозиции в сторону театрализации. Иллюстрации вышли из рам и продолжились на стенах. Объемные инсталляции заполнили внутреннее пространство. Желающие могли сфотографироваться со скелетом, посидеть в шкафу, примерить нос и косички — не только посмотреть на иллюстрации, но и по-настоящему войти в историю, написанную Михаилом Есеновским. Под потолком летал большой змей, раскрашенный Зиной Суровой, а по стене тянулись огромные томаты и морковь, вырезанные Ольгой Соломатиной в дополнение к ее иллюстрациям к книжке «Про огородик». Текст книг, их содержание стало действующим лицом спектакля детской книги.
Это принципиальный момент, поскольку перед нами не просто случайная группа художников, окончивших когда-то Университет  печати и иллюстрирующих детские книги. За несколько лет сложился коллектив единомышленников, которые придумывают сюжет и программу работы и стараются им следовать.
Так, уже на первой выставке возникла идея создания серии детских книг с однотипным названием, в котором обязательно должно было присутствовать слово «ПРО». Продолжая традицию дидактических детских изданий 1920-х годов М.Цехановского, В.Лебедева и сестер Чичаговых: «Цирк», «Почта», «Детям о газете», «Как люди ездят». Поскольку у современных авторов, пишущих для детей, подобные темы встречаются редко, сами художники выступили в роли авторов изданий и придумали трогательные и смешные, серьезные и поучительные, ироничные и остроумные истории и перевели их в форму проектов книг. Эта серия «ПРО» получила развитие в самых неожиданных вариантах — от историй «Про ласточек» Ивана Александрова или «Про воду» Екатерины Лаврентьевой — до книг «Про город» Софьи Касьян или «Про огород» Ольги Саломатиной. Любопытно, что в любой, даже самой локальной теме возникает выход на почти философское обобщение. Мышь, которая искала себе дом в книге Екатерины Заваловой — в результате узнала, какие в принципе могут быть жилища. в этих книгах важен поворот не на абстрактное или сюжетное иллюстрирование некоего подготовленного издательством текста, а на рассказ о мире, яркое, графическое объяснение того, что окружает и взрослых и детей. Книга и иллюстрация подтверждают свою познавательную роль.
На открытии выставок «пильщиков» всегда много детей. Это дети знакомых, дети самих авторов. Собственно, для этих детей и нередко вместе с ними и создаются проекты, как например, книжка «Про зоопарк» Натальи Корсунской. Её главных героев вырезал и склеил из гофрокартона Миша Кормер. Он же придумал и название объединения «Волшебная пила», на первый взгляд, абсолютно неуместное для книжной иллюстрации. Но названию тут же было найдено объяснение: большинство художников объединения работают в технике коллажа, одним словом «пилят бумагу». Кроме этого, пила, как известно, состоит из отдельных зубчиков. В данном случае этот образ оказался собирательным. а эпитет «Волшебная» доказывает, что в каждом предмете можно усмотреть невероятные качества, которые многие не замечают. в 2006-ом, на мастер-классе в библиотеке Тургенева с успехом прошла визуализация названия. Каждый ребенок сделал свою треугольную книжку, которую затем закрепили на широкой полосе картона — объект напоминал двуручную пилу. В этом опыте, «детскими руками» были наглядно продемонстрированы актуальные для «пильщиков» приемы работы с книгой. Книга — живой объект, а не только блок страниц; она может превращаться в то, про что написана. Проект «Волшебная пила» постепенно превращается в семейный. Начало было положено книгами Зины и Филиппа Суровых «Кораблик любви» и «Воздушный змей». Дуэтом выступают Иван Александров и Наталья Петрова, Наталья Корсунская и Николай Кормер, (объемные иллюстрации к книге Михаила Есеновского «Главный шпионский вопрос»), фотограф Алексей Коноплев и дизайнер Екатерина Лаврентьева (видео-сказка «Снегурочка»).
Но выставки открываются и проходят. Работы висят какое-то время на стенах и снова возвращаются в папки. Участники проекта «Волшебная пила» понимают, что дело это не может оставаться чисто эпизодическим выставочным приключением. Почти год действует сайт в Интернете. На нем вывешены как первые, так и последние работы художников. Но самое важное продолжение — это попытка приобщить детей к творчеству. Более половины членов объединения проводят мастер-классы и занятия с детьми. Либо непосредственно здесь же на выставках, либо в рамках своей профессиональной деятельности (например, во французском лицее имени Александра Дюма). Ирина Иванова, Наталья Петрова, Зина Сурова и Наталья Корсунская не раз возвращались к идее книжек «ПРО» на своих мастер-классах. в 2008 году в библиотеке им. Тургенева дети сделали серию забавных книжек с вырубкой в виде буквы «О» на обложке ПРО дома, ПРО города, ПРО сны, ПРО паучков и т.д. Оказалось, что любой предмет достоин отдельной книги.
Круг деятельности членов объединения расширяется. Художники начинают осваивать новую область — анимации, еще раз подтверждая простую истину: книга это временной объект, вместе с которым человек проживает часть своей жизни.

А.Н.Лаврентьев
Профессор, доктор искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов МСХ