Е.Ю Герчук о «Волшебной пиле» к десятилетию.
Содружество художников книги «Волшебная пила» существует уже десять лет. Все эти годы оно последовательно, целенаправленно и вполне удачно опровергает устоявшееся представление, что современное детское книгоиздание — это область чистой коммерции, а творческие поиски и находки издателями не востребованы и до читателя не доходят. За эти десять лет «Пиле» и её издателям удалось не только отыскать своего читателя, желающего чего-то другого, чем стандартные розовые пупсики, но и приучить его к самому принципу разнообразия, к творческому эксперименту, к множественности художественных языков. В самом деле, что общего можно найти между подчёркнутой материальностью иллюстраций Ивана Александрова — картонных, верёвочных, тряпочных — и нежными, «мокрыми» акварелями Ирины Ивановой? Живыми разноцветными человечками Натальи Корсунской — и сюрреалистическими, хоть и тоже очень даже живыми существами Маргариты Щетинской? Книги Екатерины Лаврентьевой создаются, похоже, вообще из всего, что только попадается художнику под руку — от обрезка кружева до обрывка газеты — а Татьяна Кормер обходится почти одними только классическим книжными техниками: тушь да гуашь. И всё же нечто общее между всеми этими, да и остальными членами «Волшебной пилы» есть: вот как раз сама эта свобода и в выборе материала, и в языке, и в трактовке произведения. и именно эта свобода — свобода читать то, что нравится, свобода смотреть картинки по своему собственному выбору и, конечно, свобода рисовать, как хочется, — в первую очередь и воспринимается их маленькими читателями. Впрочем, почему только маленькими? За десять лет первые читатели книжек, сделанных художниками «Волшебной пилы» успели уже подрасти, того и гляди, через несколько лет они придут за книжками уже для своих собственных детей. Эстафета свободы творчества продолжится.
Елена Герчук